Термин "анархо-большевизм" был введен в оборот спасавшимися от большевистского террора анархистами-эмигрантами и нес в себе сугубо негативный смысл . Однако , сегодня , по прошествии столетия , можно было-бы расширить термин "анархо-большевизм" до всего того огромного спектра анархоорганизаций и отдельных участников Движения , заявивших о полной поддержке действий , в том числе и большевиков , по ликвидации Временного правительства в России , в октябре 1917 года и вооружённому подавлению сопротивления сторонников Временного правительства ."Анархо-большевиками" , таким образом , были , в каком-то смысле , и Махно , и Другов , и Шатов , и Железняков и тысячи и тысячи российских анархистов , составлявших большинство Движения на тот момент . И только Атабекян , как в свое время прудонист Толен , остался в непримиримом анархо-меньшинстве , не принявшем и не поддержавшем Революцию ...

Проецируя Октябрь 1917-го на Октябрь 1993-го мы обнаруживаем обратное соотношение - то есть , те анархо-группы и отдельные участники Движения , заявившие о полной поддержке действий ельцинистов по ликвидации Верховного совета в России в сентябре 1993 года и вооружённому подавлению сопротивления сторонников Верховного совета в Москве 4 октября 1993 года , были , на этот раз , в меньшинстве , против не принявших и не поддержавших ельцинский переворот , анархистов . Таким образом , можно говорить о феномене "анархо-ельцинизма" в России конца ХХ века ...

Ярчайшим представителем "анархо-ельцинистского" меньшинства был , как мне кажется , московский анархист Александр Червяков . Вот его , не требующее комментариев , заявление сделанное во время московских событий октября 1993-го года и опубликованное впоследствии в бюллетене "Ан-пресс".

А.ЧЕРВЯКОВ (СВТ, Москва) 4 октября 21.30, по телефону: Сегодня на экстренном совещании Московская организация партии "Союз Вольных Тружеников" приняла обращение, основной смысл которого сводится фактически к одной фразе: мы призываем граждан НЕ УЧАСТВОВАТЬ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ! Пусть две передравшихся ветви власти выясняют свои отношения без участия мирных жителей Москвы, которых и так, к сожалению, слишком много погибло за сутки этой бойни. Загасить озверевшую коммуно-фашистскую сволочь - это дело внутренних войск и армии, на содержание которых с граждан и организаций взимаются огромные, неизвестно куда идущие налоги.
Конечно, позиция "неучастия" имеет свои границы, - если в армии произойдет раскол и диктатура национал-большевиков станет угрожающей реальностью, то, видимо, придется из двух зол выбирать меньшее,
но до тех пор - не спешите становиться "пушечным мясом"!
В эти минуты за окнами раздаются автоматные и пулеметные очереди, бой идет в районе Белорусского вокзала, станции метро "Баррикадная" и возле издательского комплекса, где находится готовый тираж нашей газеты. По неофициальным данным по Москве рассеяно до 700 боевиков и перестрелки вспыхивают повсеместно.
Мы обращаемся к группам и организациям СВТ, ко всем анархистам c призывом занять аналогичную позицию по отношению к беспрецедентно-кровавой вспышке гражданской войны, дабы максимально затруднить ее распространение на другие районы России.

Суть "анархо-ельцинизма" Союза Вольных Тружеников раскрыл Рауш в работе "Анархическое движение Питера (1988-1996)"

Заключительным аккордом на пути развития анархо-капиталистического (или, используя более мягкие определения, либертарно-эволюционистского) направления стало его конституирование в официально зарегистрированную политическую партию - Союз вольных тружеников. Инициаторами создания этой организации выступили анархисты Казани (Л.Черный и Н.Павлов), однако без поддержки правых анархистов Москвы (А.Червяков) и Питера (А.Русаков и П.Гескин) их начинание вряд ли увенчалось успехом. К вновь образованной летом 1993 года партии присоединились участники из Тулы и Твери. Стоит отметить, что устав зарегистрированной организации не содержал практически никаких упоминаний об анархии, а организационные принципы СВТ дополнили обычное для анархо-демократов голосование строгой иерархией и элементами авторитаризма. К положительным моментам (на взгляд автора данной статьи), имевшимся в установках СВТ, можно отнести их акцентирование на необходимости принудительного государственного налогообложения. Ставка на смыкание буржуазной неконсервативной идеологии и анархических принципов в основе своей, конечно, не была оригинальной и оценка таких концепций как неких "идеологических монстров" с нашей точки зрения неуместна. В качестве прецедентов можно напомнить и индивидуализм Эйн Рэнд, и либертарианскую партию США, и позицию ряда современных анархистов Австралии. Понимание анархизма как доведенного до своего предельного развития либерализма отмечалось еще в публицистике Н.Бердяева. Конечно, все вышеперечисленные точки зрения достаточно далеки от программных установок A.I.T, но, в конце концов, считать революционно-коммунистический синдикализм "единственно верной" анархической доктриной - значит вступать в противоречие с основной идеей анархии, в принципе исключающей какую-либо монополию. Проблема в другом. К сожалению, попытки анархо-капиталистического симбиоза на практике до сих пор, как правило, заканчивались отходом "эволюционистов" от практического участия в движении - а затем и окончательным разрывом их с анархическими ценностями. Союз вольных тружеников в этом отношении не стал исключением. Переключив свою основную энергию с теории неоконсервативных изысканий на практику действительного частного предпринимательства, члены партии приняли правила игры, продиктованные им государством. В итоге СВТ на данный момент сохраняется чисто номинально - попыток предпринимать какую-либо анархическую деятельность с его стороны к началу 1996 года не предпринималось.

Критику СВТ продолжил Дубровский

О.ДУБРОВСКИЙ (АКРС, Днепропетровск) "Союз Вольных Тружеников"? Прекрасно!
Применяя к современности известное выражение Ленина, скажу: взбесившийся от ужасов "зрелого социализма" мелкобуржуазный элемент, подавшийся поначалу в анархизм (некоторых занесло в свое время даже в анархо-коммунизм), наконец-то, нашел себя в предпринимательстве. И кричит этот элемент на родное государство: "Не мешайте мне (нам) делать свой бизнес!" Свобода делать деньги - вот их идеал. Под этот идеал подводится идейная платформа анархо-демократии, анархо-эволюционизма - все эти убогие попытки представить анархизм антисоциалистическим и контрреволюционным. Государство стесняет сейчас их капиталистическую натуру, им тесно в его рамках, но если бы эти господа имели смелость в своей теории дойти "до строгих следствий своих собственных принципов" (Бакунин), то открылось бы, что объективно они работают на государство, ибо защищают классовое общество - социальную основу существования любого государства.
Нет! Уж лучше рука об руку работать с троцкистами на перспективу нового Октября, чем сотрудничать с подобной анархо-публикой!.
Регистрация "Союза" у ругаемого им государства вполне естественна и логична для этих буржуазных ликвидаторов анархизма. Нелегальность, неофициальность ведь тоже мешают делать деньги!
А выпады против государства, - это пройдет, это не более чем детская болезнь роста.
Кстати, информация активистам СВТ, ведущим кампанию против налогов и требующим от государства 10% подоходного налога: режим Ким Ир Сена ПОЛНОСТЬЮ упразднил натуральный налог с крестьян и подоходный налог с рабочих и служащих в первой половине 60-х годов.
Не спешите с выводами, оцените правильно этот факт, господа "вольные" бизнесмены.

И в заключение подборка из воспоминаний об "анархо-ельцинисте" Червякове . Первые два , по порядку , Рябова и Дамье , а в конце , немного юмористические , по порядку , Леонтьева и Иванца

И, наконец, в Москве появляется очень странная организация, которая называется “Московский Союз Анархистов”, они же червяковцы. Это странная организация. Их лидером был бывший милиционер и будущий фашист, но тогда анархист. Он был взрослый дядька, бывший мент, поехавший на теме трезвенничества. Большую часть своих анархистских статей он посвящал тому, что анархист не должен пить ни в коем случае. Он собрал вокруг себя десяток панков. Лидером панков был панк по прозвищу Дымсон [Семилетников Андрей]. Они тусовались с ДемСоюзом. Он ненавидел КАС и называл нас не так как подозревал Шубин, но почти также, “комсомольские анархо-сексуалисты”. Почему “анархо-сексуалисты” я не знаю. И он издавал сразу 3 издания: “Голос анархизма”, большая часть которого была посвящена тому, что анархисты не должны пить, он издавал такой теоретический журнал “Путь к свободе”. Потом он стал издавать рекламную газету с маленькими статьями об анархизме “Свободный мир”. Потом он начал издавать газету “Солидарность”. Вот еще “Голос анархизма”. Его деятельность состояла в издании кучи изданий, в митингах с панками, в ругани с КАС. Впоследствии именно из его организации вышли те самые Родионов и Кузнецов, о которых я еще надеюсь сегодня рассказать. Судьба дальнейшая и самого Червякова и его товарищей была ужасна. Впоследствии он сначала стал анархо-капиталистом, я об этом расскажу в следующий раз. Они пытались создать такую организацию в духе либертарианства, а позднее он пришел к фашистским идеям, стал издавать газету “Русский хозяин”. Ближайший его сподвижник, панк Дымсон был организатором знаменитого царицынского погрома в Москве и сел на 5 лет за это. Таков был итог “Московского союза анархистов”. Тем не менее была такая организация, тогда довольно громкая, устраивающая пикеты, издающая издания, поэтому они должны быть упомянуты хотя с должным скепсисом.

Свернутый текст

В Москве группу АКРС возглавлял весьма колоритный персонаж Александр Червяков. Некогда он был милиционером, потом - активистом движения за трезвость. На этой вот почве борьбы за трезвость у него совершенно явственно снесло крышу, потому что для него эта тема превратилась чуть ли не в главный критерий подбора членов его собственной организации. Но в 89-м и, особенно, в 90-м годах он считал себя анархо-коммунистом, занимал относительно радикальную по тем временам позицию, последними словами ругая КАСовский реформизм. Собиралась группа в разных местах, как-то, я точно помню, она заседала в здании бывшей школы на Преображенке, где размещалось также М-БИО.
Между прочим, когда возникла наша Инициатива революционных анархистов - ИРЕАН, то её собрания в 91-м и 92-м годах тоже часто проходили в этой школе. И так продолжалось до тех пор, пока М-БИО оттуда не выселили. Насколько я знаю, сейчас в этой школе находится, к сожалению, местное отделение полиции, что, боюсь, символично.
Я пару раз сходил на семинары червяковской группы, но то, что я увидел, мне не сильно понравилось. По многим причинам сразу - и с точки зрения антиалкогольного сектантства, и с точки зрения достаточно авторитарного климата... Неудовлетворён я был, конечно, и их вариантом анархо-коммунизма.
П.: А мне помнится, что Червяков возглавлял просто панков - подростков с разноцветными ирокезами на головах, с которыми о какой-либо теории говорить было вряд ли возможно.
Д.: Это было уже чуточку позже (особенно - в 91-м году).
П.: Но я их помню с ноября 90-го года.
Д.: Да. Это произошло, когда он связался с тусовкой, которая образовалась из полупанковской молодёжи, вращавшейся вначале вокруг КАС. Эта тусовка называлась Анархо-радикальное объединение молодёжи (АРОМ).
Надо сказать, что Червяков на неё оказал достаточно паскудное влияние, потому что некоторая часть этих людей последовала за ним по тому пути эволюции, который он сам проделал. В 91-м году Червяков от анархо-коммунизма резко, без всякой пересадки, перешёл к анархо-капитализму, а в начале и в середине 90-х встал на позиции чисто фашистские. Он издавал журнальчик “Русский хозяин” и возглавлял какой-то националистический союз предпринимателей фашистского толка.
Часть тех, кого он сбил с толку, пошла за ним, часть просто выпала в никуда, а часть вернулась в КАСовские и полуКАСовские круги. Среди последних - паренёк по кличке Кай (Олег Кокотов), который потом работал у Исаева в газете “Солидарность”...

Свернутый текст

воспоминаний историка Ярослава Леонтьева вот кусок:
- Интересный эпизод был связан с образованием АКРС (1), который возглавил ярый оппонент КАС (2) Александр Червяков - бывший капитан милиции, впоследствии - один из ярых русских националистов. Эпизод этот относится к тому времени, когда я уже сдружился с Подшиваловым. (А по-настоящему я сблизился с ним на IV, самарском, съезде КАС.) Дело в том, что Червяков опубликовал в органе АКРС очень злые антиКАСовские заметки, направленные, главным образом, против Исаева и Шубина, которые нелицеприятно, но убийственно метко были названы комсомольцами, играющими в анархизм - "комсой" из КАС. Наезд этот, бросавший тень на весь КАС, был мне очень неприятен, тем более что у меня в КАС имелось немало если в тот момент ещё и не друзей, то хороших приятелей. Тогда мне пришлось выступить в защиту КАСовцев.
Влад Тупикин, имевший репутацию человека с высокими бойцовскими качествами, хотел, как мне кажется, разобраться с Червяковым в кулачном бою. (Он являлся ярым фанатиком КАС и очень переживал за честь мундира, хотя тогда уже был довольно далёк от вождей КАС.) Но поскольку это ничего бы не изменило, от имени ТСН была выдвинута инициатива о своеобразном третейском суде - не просто о дуэли Червякова и Тупикина, а о попытке предварительно поговорить. (Влад Тупикин, будучи федеральным секретарём КАС, состоял в контакте с ТСН и бывал на отдельных наших заседаниях.) В качестве такого третейского судьи для выяснения отношений между Червяковым и Тупикиным ТСН делегировала меня. (Кажется, при этом разбирательстве присутствовали представители и других организаций.)
Эта историческая встреча между Тупикиным и Червяковым состоялась "на Гоголях". (По воскресеньям червяковцы у выхода из метро "Кропоткинская" на Гоголевским бульваре - "на Гоголях" - проводили свои еженедельные тусовки, на которых распространяли свои издания и которые пытались превратить в мини гайд-парк.) Оба они были хлопцами весьма резкими, и дело в любой момент могло дойти до выяснения отношений на кулаках, так что мне приходилось выступать в роли рефери. Я задавал Червякову (с которым до того был знаком лишь шапочно) вопросы, правомерно ли обзывать весь КАС "комсой", в том числе людей, не имеющих отношения к вождизму - Подшивалова, Тупикина и других. И Червяков был вынужден забрать обратно свои слова в отношении всего КАС: он повторил, что по-прежнему настаивает на своих обвинениях по адресу Исаева и Шубина, но в отношении других активистов КАС берёт свои слова обратно. На том и порешили

Свернутый текст

ivanetsoleg
27 сентября 2013, 10:41
Из воспоминаний...
Начало 90-х.Лидером московских анархистов в тот период был Андрей Исаев.Умный парень,правда с замашками вождя.Был сторонником синдикалистского социализма.В оппозиции к нему и его сторонникам в тот период в Москве был создан Московский Союз Анархистов.Лидером МСА был бывший капитан милиции Саша Червяков.Саша был уникальной личностью-капитан милиции в конце 80-х заявил,что он уходит к анархистам и создал реально интересную организацию.Дееспособную и боевую.
На всю жизнь запомнил эпизод из начала 90-х.У какого то иностранного посольства МСА проводил акцию протеста.На призыв придти к посольству откликнулось около сотни сторонников анархизма.Студенты,рабочие,несколько интеллигентов-преподавателей и ...несколько десятков панкующей молодежи.Все с ирокезами и другими атрибутами "сторонников нигилизма".Червяков,как рассказывали его приближенные,был несколько смущен таким разнородным составом,но как организатор пикета все же руководил толпой.И в какой то момент эти панки начали перекрывать проезжую часть.А это уже было нарушением общественного порядка.И знаете как по мегафону обратились к толпе милиционеры?!!!!
-Товарищ капитан!!!Уведите своих людей с проезжей части!Это нарушение....
Дело в том,что ответственный от милиции узнал Александра.В былые годы он был его подчиненным.Вот такая вот жизнь!!!!Как мне рассказывали,больше всех были шокированы и не понимали,что происходит,иностранные журналисты.Данная команда несколько раз произносилась громко по мегафону!

(2020)