Казахское восстание 2022 безусловно стоит особняком в ряду аналогичных антиправительственных выступлений предыдущих лет - в Украине , в Белоруссии и в Кыргызстане . Больше всего отличий у казахского выступления - с выступлением украинского Евромайдана . Во-первых - требования : политические - на Майдане , социально-экономические - у казахов . Во-вторых - тактика : буржуазно-националистический авангард на Майдане , стихийная самоорганизация - у казахов . Ну , и в-третьих - сама объективная социально-политическая обстановка : демократические свободы - у украинцев , 30 лет авторитаризма - у казахов . Последний фактор напоминает факторы белорусского режима , но там мы наблюдали активность либерально-буржуазных деятелей на фоне дезорганизованного пролетариата . В Казахстане-же активистов выдвигала не оппозиционная буржуазия , не пролетариат , а традиционная тысячелетняя казахская община , самоорганизующаяся в экстремальных условиях индустриального мегаполиса и гос.диктатуры . Фактор общины , в свою очередь , объединяет Казахстан с Кыргызстаном , но в Кыргызстане , также как и в Украине , существуют демократические свободы . Во-вторых , в Кыргызстане , как и в Украине , как и в Белоруссии , революционеры выдвигали политические требования . В-третьих , в Кыргызстане в условиях бурж.демократии , общины перешли от традиционных форм родовой и соседской политики к политике либерально-буржуазной , что , в частности , выразилось в возникновении огромного количества политических партий , что , опять-таки , объединяет Кыргызстан с Украиной - круг замкнулся...
Таким образом , казахстанское выступление , имея много общего с зарубежными антиправительственными движениями , тем не менее , вносит в повестку дня кое-что новое , точнее , хорошо забытое старое , ибо продемонстрированные повстанцами единство , решительность и самоотверженность в ходе отчаянной попытки освободить Алма-Ату от гос.режима , возвращает нас , как минимум , в годы яростных революций французского пролетариата .
Ну , и в завершение , как положено , о причинах поражения . Лет 25 назад , добрался до наших северо-западных краёв такой алма-атинский панк Артем Бригадир и был он , короче , свидетелем тех алма-атинских событий 1986-го , которые , в свое время , и открыли эстафету погромов в республиках Союза . Основной боевой единицей тех событий был "мамбед" . Мамбед - это не просто гопник в питерско-московском понимании этого слова . Мамбед - это , фактически , люмпенизированный член общины . Чего хотели те мамбеды ? Против чего выступали ? Да просто налетели , как саранча , потом улетели и поминай как звали . Бригадир даже , вроде как , одному мамбеду на голову кирпич сбросил , такие вот дела . А причина поражения всё та же - отсутствие революционной организации ...
Интересна реакция реакции - если госпропаганда прошлого , в стремлении дискредитировать протест , в первую очередь отрицала в нём какую-либо организованность и именовала революционную массу не иначе как "толпой" , то реакция на новейшие события демонстрирует прямо противоположные тренды - Токаев , Путин , а за ними и весь хор пропутинских телеэкспертов заклинают общественность просто какими-то теориями заговора и морозят откровенную дезу : лёгким движением гебешной руки , сцепившийся с полисменом работяга превращается в "профессионального боевика" ; соответственно , митинговая толпа , взбешенная запредельно наглыми спекуляциями на топливо , превратилась в "глубоко законспирированную террористическую сеть" (бля , это каким-же надо быть великим стратегом и организатором , просто Кутузовым каким-то , чтобы разогнать к чертям пяток мусорских околотков в Алма-Ате !)
А если серьезно , то чего действительно не хватало казахскому выступлению , так это организации . Чтобы освободить от гос.режима алма-атинские муниципалитеты , было достаточно общинного чувства локтя , так свойственного казахскому народу , а вот чтобы эти муниципалитеты удержать хотя бы недельку - для этого нужна рев.организация ... Так или иначе , события в Казахстане всколыхнули болото и что-то подсказывает , что это была только репетиция . Основные события впереди .
(2022)