(Из Клода Адриана Гельвеция "Об уме")

Глава lll
О НЕДОСТАТОЧНОМ ЗНАНИИ

Мы ошибаемся , когда увлечённые страстью и сосредоточив все наше внимание на одной из сторон предмета , хотим по одной этой стороне судить обо всем предмете . Мы ошибаемся также , если , принимаясь судить о каком-либо предмете , не имеем в нашей памяти всех фактов , от сравнения которых зависит в этой области правильность наших суждений . Это не значит , что не всякому дан правильный ум . Всякий ясно видит то , что он видит . Но мы не сознаем недостаточности своего знания и верим слишком легко , что то , что мы видим в предмете , есть все , что в нем вообще можно видеть .
В вопросах более затруднительных незнание должно считаться главной причиной наших заблуждений . Чтобы показать , как в этом случае легко ввести самого себя в обман и как , делая вполне правильные выводы из своих принципов , люди могут прийти к совершенно противоречивым результатам , я выберу для примера вопрос более сложный : вопрос о роскоши , о которой судили весьма различно , смотря по тому , с какой стороны ее рассматривали .
Так как слово роскошь неопределенно , не имеет никакого совершенно определенного смысла и обыкновенно есть лишь выражение относительное , то необходимо прежде всего с этим словом , взятым в строгом значении , связать точное представление и дать затем определение роскоши , рассмотрев это понятие как по отношению к целому народу , так и по отношению к отдельному лицу .
В строгом смысле под роскошью следует понимать всякий род излишества , т.е. все , что не безусловно необходимо для существования человека . Когда речь идёт о цивилизованном народе и отдельных лицах , его составляющих , это слово имеет совершенно другой смысл ; оно становится совершенно относительным . Роскошь цивилизованного народа есть употребление им своих богатств на то , что считает излишеством другой народ , с которым его сравнивают . Англия находится в таком положении по отношению к Швейцарии .
Роскошь частного лица есть также употребление им своих богатств на то , что следует назвать излишеством в отношении к положению , занимаемому этим человеком в государстве , и к стране , в которой он живёт : такова была роскошь Бурвалэ

Свернутый текст

Бурвалэ , Поль Пуассон (ум.1719) - французский финансист , наживший огромное состояние на откупах . Ему было посвящено много сатир и памфлетов

Дав это определение , рассмотрим те различные точки зрения , с которых судили о роскоши народов , когда одни ее считали полезной , другие - вредной для государства .
Первые указывали на возводимые благодаря роскоши фабрики , привлекающие иностранные богатства в обмен на произведения национальной промышленности . Увеличение богатства должно , по их мнению , повлечь за собой усиление роскоши и усовершенствование ремесел , служащих для удовлетворения ее . Век роскоши представляется им веком величия и могущества государства . Необходимо связанные с роскошью обилие и приток денег , говорят они , приводят народ к внутреннему благосостоянию и внешнему могуществу . Только деньги дают возможность содержать много войска , делать запасы , наполнять арсеналы , заключать и поддерживать союзы с могущественными государствами , и , наконец , деньги дают возможность народу не только сопротивляться , но и повелевать народами более многочисленными , следовательно , в действительности более могущественными , чем он сам . Если роскошь доставляет государству внешнее могущество , то какими только благами не оборачивается она во внутренней его жизни ! Она смягчает нравы ; создаёт новые удовольствия и этим даёт средства к существованию бесконечного числа рабочих . Она возбуждает благотворную алчность , отрывающую человека от безделья и скуки , которые следует признать самыми распространенными и самыми жестокими болезнями человечества . Роскошь распространяет всюду живительное тепло , поднимает приток жизненных сил во всем государственном организме , будит промышленность , открывает гавани , строит корабли , отправляет их за океан и предоставляет , наконец , людям продукты и богатства , которые скупая природа прячет в глубине морей , в недрах земли или которые она рассеяла в самых различных климатах . Такова , я думаю , приблизительно точка зрения на роскошь тех , кто находит ее полезной для государства .
Рассмотрим теперь взгляд философов , считающих роскошь гибельной для народов .
Счастье народов зависит как от благополучия их внутренней жизни , так и от уважения , внушаемого другим народам .
О первой стороне предмета мы думаем , скажут эти философы , что роскошь и богатства , которые благодаря ей притекают в государство , сделали бы его подданных счастливее , если бы эти богатства были распределены равномернее и если бы каждый мог доставить себе те удобства , которых он лишён вследствие бедности .
Следовательно , сама по себе роскошь не вредна ; она вредна лишь как следствие слишком неравномерного распределения богатства между гражданами

Свернутый текст

Роскошь вызывает обращение денег , она извлекает их из сундуков , в которых готова их хранить скупость , поэтому , утверждают некоторые , роскошь уравнивает имущества граждан . На это рассуждение я отвечаю , что она совершенно не производит такого действия . Роскошь всегда предполагает существование причины неравномерного распределения богатства между гражданами . А эта причина , обусловившая появление первых богачей , должна , когда они разорятся благодаря роскоши , произвести новых богачей ; если бы была уничтожена причина неравномерного распределения богатства , то вместе с ней исчезла бы и роскошь . В странах , где состояния граждан мало разнятся , не существует того , что называется роскошью . К сказанному прибавлю , что раз установилось это неравномерное распределение богатств , сама роскошь является отчасти причиной постоянного возникновения роскоши . В самом деле , всякий человек , разоряющийся стремлением к роскоши , передает бОльшую часть своих денег в руки производителей предметов роскоши ; последние , обогатившись за счёт многочисленных расточителей , становятся , в свою очередь богачами и разоряются тем же способом . Только небольшая часть из обломков этих богатств попадает в деревню , так как продукты земли , предназначенные для всеобщего употребления , не могут никогда превысить известной стоимости .
Нельзя сказать того же об этих самых продуктах , когда они пройдут через фабрики и будут обработаны промышленностью ; тогда фантазия может им сообщить какую угодно стоимость ; цена на них становится чрезмерной . Следовательно , роскошь должна всегда удерживать деньги в руках промышленников ; благодаря ей деньги вращаются всегда в одном и том же классе людей , и , таким образом , неравенство в распределении богатств среди граждан сохраняется .

Поэтому роскошь не бывает никогда чрезмерна там , где богатства распределены не слишком неравномерно ; увеличиваясь по мере сосредоточения богатства во все меньшем числе рук , она достигает , наконец , своего последнего предела , когда нация разделяется на два класса , из которых один утопает в излишествах , а другой нуждается в необходимом .
Такое состояние государства тем более тяжело , что оно неизлечимо . Как привести тогда к некоторому равновесию имущественное положение граждан ? Вот богач скупил огромные поместья ; пользуясь несостоятельностью своих соседей , он присоединил в короткий срок к своему имению множество мелких . Число земледельцев уменьшилось , число поденщиков увеличилось ; если число последних увеличится настолько , что рабочих станет больше , чем работы , то поденщик разделит судьбу всякого товара , ценность которого падает при его обилии . Кроме того , богачу , у которого роскоши больше , чем богатства , выгодно понижать цену поденного труда и предлагать поденщику плату , едва хватающую на поддержание его существования

Свернутый текст

Обыкновенно думают , что деревню разоряет барщина , налоги и особенно подати (des tailles); охотно соглашаюсь , что они очень тягостны , но не следует воображать , что одно уничтожение их сделает положение крестьян счастливым . В некоторых провинциях рабочий день оплачивается восемью су (в 1758 г.). Если вычесть дни , в которые церковь запрещает работать , т.е. приблизительно девяносто праздников и воскресений , и , пожалуй , ещё дней тридцать , когда рабочий нездоров , или не имеет работы , или отбывает барщину , и распределить заработок и на эти дни , то получится по шести су в день ; пока рабочий холос
т ,- согласен , - шести су ему хватает на все необходимые расходы : на пищу , одежду , жилище ; но когда он женится , этих шести су уже недостаточно , ибо в первые годы брака жена всецело занята тем , что нянчит и кормит детей и не может ничего заработать ; предположим , что его тогда совершенно освободят от подати , составляющей пять или шесть франков , это составит приблизительно лиард в день прибавки ; но этот лиард не изменит ничего в его положении . Что же надо сделать , чтобы улучшить его ? - Значительно увеличить поденную плату . А для этого надо , чтобы землевладельцы постоянно жили в своих поместьях ; по примеру своих отцов , они могли бы вознаграждать своих слуг за их услуги , отдавая им в собственность несколько арпанов земли ; тогда незаметно возросло бы число земельных собственников , число поденщиков уменьшилось бы , а вследствие этого возросла бы плата за их труд .

,
нужда заставляет последнего довольствоваться и этим ; но если случится болезнь или увеличение семейства , тогда вследствие нездоровой пищи или недостатка ее рабочий заболевает , умирает и оставляет государству семью нищих . Чтобы предупредить подобное бедствие , пришлось бы прибегнуть к новому переделу земель - переделу , неизбежно несправедливому и неосуществимому . Очевидно , что , когда роскошь достигает известного предела , становится уже невозможным внести равновесие в распределение имущества граждан . Богачи и их богатства сосредоточиваются тогда в столицах , куда их привлекают удовольствия и предметы роскоши ; деревня забрасывается и беднеет ; семь или восемь миллионов людей прозябают в нищете

Свернутый текст

Не странно ли , что в государствах , наиболее славящихся роскошью и цивилизацией , бОльшая часть людей гораздо несчастные , чем у диких народов , столь презираемых просвещенными народами . Кто может сомневаться в том , что положение дикаря предпочтительнее положения крестьянина ! Дикарю не угрожают , как крестьянину , тюрьма , бремя подати , притеснения барина , самовластие управляющих ; ему не приходится быть вечно униженным и сведенным до положения скота постоянным присутствием людей более богатых и более могущественных , чем он ; не имея над собой высших , не состоя в рабстве , более здоровый , чем наш крестьянин , потому что более счастливый , он наслаждается счастьем равенства , в особенности же неоценимым благом свободы , которой тщетно добивается большинство народов .
В цивилизованных странах искусство законодательства часто состояло только в том , чтобы заставить большинство людей способствовать счастью меньшинства и для этого притеснять это большинство и нарушать все человеческие права по отношению к нему .
А между тем истинный законодательный ум должен был бы иметь в виду общее счастье . Чтобы обеспечить всем людям счастье , следовало бы приблизить их жизнь к пастушеской жизни ; может быть , открытия в области законодательства приведут нас к первоначальному исходному пункту . Я совсем не берусь решать здесь столь тонкий вопрос , который требует более глубокого исследования , но признаюсь : меня удивляет , что столько различных форм правления , принятых по крайней мере под предлогом общего блага , столько законоположений стали у большинства народов только орудием несчастья людей . Быть может , этого несчастья можно избежать только при возвращении к значительно более простым нравам . Охотно признаю , что для этого пришлось бы отказаться от множества удовольствий , расстаться с которыми тяжело , но если эта жертва необходима для общего блага , то она становится обязанностью . Не имеем ли мы права подозревать , что чрезмерное благополучие нескольких отдельных лиц связано с несчастьем большого числа людей ? Эта истина удачно выражена в следующих двух стихах о дикарях :
У них все общее , у них все равны ;
Так как у них нет дворцов , то нет у них и больниц

а пять или шесть тысяч живут в изобилии , которое делает их ненавистными , не делая их более счастливыми .
В самом деле , что может прибавить к счастью человека более или менее утонченная пища ? Не достаточно ли проголодаться , соразмерить свои физические упражнения или продолжительность своих прогулок с неумением своего повара , чтобы находить превосходным всякое кушанье , если оно не отвратительно ? Впрочем , разве воздержанность и моцион не ограждают от болезней , причиняемых объедением , вызываемым хорошим столом ? Счастье , следовательно , не зависит от изысканности кухни .
Оно не зависит также от великолепия одежд или экипажей : когда человек появляется публично , покрытый расшитыми тканями и в блестящем экипаже , он не испытывает удовольствий физических ,- единственных настоящих удовольствий ; в лучшем случае он испытывает удовлетворение своего тщеславия , неудовлетворение которого было бы , быть может , невыносимо , но наслаждение от которого вовсе не чувствуется .
Выставлением напоказ своей роскоши богач , не прибавляя себе счастья , лишь оскорбляет человечество и несчастного , который , сравнивая свои нищенские отрепья с великолепными одеждами , воображает , что между счастьем богача и его счастьем такое же различие , как между их одеждами ; при этом в нем поднимается тяжёлое воспоминание об испытанных горестях , и он оказывается благодаря этому лишенным единственного утешения обиженного судьбой человека - временного забвения своей нищеты .
Следовательно , несомненно , скажут далее эти философы , роскошь не даёт никому счастья и слишком неравномерное распределение богатств между гражданами обусловливает несчастье большинства их . Народ , среди которого водворилась роскошь , не может быть , следовательно , счастлив во внутренней своей жизни ; посмотрим , пользуется ли он уважением извне .
Избыток денег , привлекаемый в государство роскошью , действует вначале на воображение ; в течение некоторого времени это государство кажется могущественным , но это преимущество (если можно допустить какое-либо преимущество независимо от счастья граждан) есть лишь , как замечает г.Юм , преимущество скоро преходящее . Подобно морям , непрерывно покидающим и покрывающим тысячи различных прибрежных пространств , богатства должны постоянно обходить множество различных стран . Когда красота мануфактурных изделий и совершенство предметов роскоши в какой-нибудь стране привлечет золото соседних народов , то ясно , что цены на предметы первой необходимости , а также цена на рабочие руки у этих обедневших народов неизбежно упадут и что эти народы , переманив известное число предпринимателей и рабочих у разбогатевшей нации , смогут в свою очередь разорить ее , снабжая по более дешёвой цене товарами , которые прежде доставлялись ею .

Свернутый текст

То , что мной сказано о торговле предметами роскоши , не следует распространять на всякую торговлю . Богатства , которые промышленность и усовершенствованное производство предметов роскоши привлекают в государство , не остаются в нем навсегда и не увеличивают благосостояния отдельных людей . Иное дело богатства , привлекаемые торговлей предметами первой необходимости . Эта торговля предполагает превосходную обработку земли , разделение ее на множество мелких участков , а следовательно , и значительно менее неравномерное распределение богатств . Я очень хорошо знаю , что торговля съестными припасами должна также после некоторого времени вызвать весьма большое имущественное неравенство между гражданами и повлечь за собой роскошь , но , может быть , в этом случае и возможно задержать развитие роскоши . По крайней мере несомненно , что в этом случае скопление богатств в небольшом числе рук происходит медленнее , как потому , что земельные собственники являются одновременно хлебопашцами и купцами , так и потому , что благодаря увеличению числа земельных собственников уменьшается число поденщиков , и поэтому , как мной уже было указано в предыдущем примечании , эти последние могут сами определять и устанавливать свой рабочий день и требовать плату , достаточную для поддержания достойного существования - своего и своей семьи . Таким образом , каждый имеет свою часть в богатствах , доставляемых государству торговлей съестными припасами . Прибавлю ещё , что эта торговля не подвержена таким колебаниям , как торговля предметами роскоши : ремесленная или мануфактурная промышленность легко могут перекочевать из одной страны в другую , но сколько времени надо на то , чтобы победить невежество и лень крестьянина и заставить его заняться культивированием нового предмета потребления ! Чтобы привить в стране это новое производство , требуется столько труда и столько расходов , что торговля продуктами его будет всегда выгоднее для той страны , в которой данный злак растет естественно и в которой он давно культивируется .
Но в одном случае , может быть , воображаемом , учреждение мануфактурных предприятий и торговля предметами роскоши могут считаться весьма полезными . А именно если размер и плодородие страны не соответствуют числу ее жителей , т.е. если государство не в состоянии прокормить всех своих граждан . Тогда народ , которому недоступно переселение в страну вроде Америки , может выбрать одно из двух : или послать людей для опустошения соседних стран и для занятия , по примеру некоторых народов , с оружием в руках земель , достаточно плодородных , чтобы прокормить их , или завести фабрики и заставить соседние народы покупать их изделия , а в обмен доставлять продукты земледелия , необходимые для прокормления известного числа жителей . Из этих двух средств последнее , без сомнения , является более гуманным . Каков бы ни был исход вооруженного столкновения - победа или поражение ,- колонисты , вступающие в страну с оружием в руках , подвергают ее большему опустошению и страданиям , чем может причинить наложение некоторого рода дани , взимаемой не столько насильственно , сколько гуманно

А как только недостаток денег даёт себя чувствовать в стране , привыкшей к роскоши , государство перестает пользоваться прежним уважением .
Чтобы избежать этого , следовало бы упростить жизнь , но и нравы , и законы противятся этому . Поэтому за эпохой усиленной роскоши у какого-нибудь народа обычно следует эпоха его падения и унижения . Кажущиеся счастье и могущество , которые временно сообщает народам роскошь , похожи на припадки сильной горячки , придающие невероятную силу пожираемому ею больному и удесятиряющие силы человека лишь для того , чтобы по окончании припадка , отнять у него и эти силы , и саму жизнь .
Чтобы убедиться в этой истине , скажут далее те же философы , постараемся выяснить , чтО может действительно доставить государству уважение его соседей : без сомнения - численность и сила его граждан , их привязанность к родине и , наконец , их мужество и добродетель .
Что касается численности граждан , то известно , что страны , где царит роскошь , не являются самыми населенными : Швейцария гуще населена , чем Испания , Франция и даже Англия .
Истребление людей , неизбежное при ведении крупной торговли

Свернутый текст

Однако это истребление людей так велико , что нельзя без ужаса думать об истреблении их нашей торговлей с Америкой . Гуманность , повелевающая любить всех людей , требует , чтобы в торговле неграми я одинаково считал несчастьем как смерть моих соотечественников , так и смерть множества африканцев , которых воодушевляют на битву надежда взять пленных и желание обменять их на наши товары . Если мы подсчитаем людей , погибших как во время битв , так и при переезде по океану из Африки в Америку , если к этому числу прибавим негров , которые , по прибытии по назначению , сделались жертвами каприза , жадности и самодурства своих хозяев , затем присоединим число граждан , погибших от пожара , кораблекрушения или цинги , и , наконец , число матросов , умерших во время стоянки в Сан-Доминго или от болезней , вызванных особенным климатом этой страны , или от последствий разврата , весьма опасного в этих странах , - то мы должны будем признать , что Европа не получает ни одного бочонка сахара , не окрашенного человеческой кровью . Найдется ли человек , который при виде стольких несчастий , причиняемых культурой и экспортом этого продукта , не предпочел бы лишиться его и отказаться от удовольствия , купленного ценой слез и смерти стольких несчастных ! Отвернемся от этого мрачного зрелища , представляющего такой ужасный позор для человечества .

,не является единственной причиной сокращения численности населения в стране : роскошь порождает тысячи других причин , привлекая капиталы в столицы , оставляя деревню в нужде , покровительствуя произволу и , следовательно , увеличению податей и , наконец , облегчая возможность богатому государству заключать займы

Свернутый текст

Голландия , Англия и Франция обременены долгами , а Швейцария их не имеет

, покрыть которые невозможно , не облагая народ тяжёлыми налогами . Все эти разнообразные причины уменьшения населения , ввергая страну в бедствие , должны неизбежно ослаблять и физическую силу граждан . Народ , предавшийся роскоши , не бывает никогда здоровым народом : часть его граждан расслаблена изнеженностью , другая - истощена лишениями .
Если дикие или бедные народы , как замечает кавалер Фoлар

Свернутый текст

Фолар (Folard) , Жан Шарль (1669-1752) - французский военный теоретик , автор трудов "Комментарии на Полибия" , "Трактат о колоннах и боевых порядках"

, имеют в этом отношении преимущество перед народами , живущими в роскоши , то это объясняется тем , что земледелец у народа бедного часто оказывается богаче , чем земледелец , принадлежащий к богатой нации : крестьянин в Швейцарии имеет больше достатка , чем крестьянин во Франции .
Чтобы создать здоровое тело , нужна простая , здоровая и достаточно обильная пища ; сильное , хотя и не чрезмерное движение ; выносливость в отношении к резким переменам погоды , выносливость , приобретаемая крестьянами , которые поэтому несравненно легче , чем фабричное население , привыкшее большей частью к сидячей жизни , выносят тяготы войны . И именно среди бедных народов создаются неутомимые армии , изменяющие судьбу империй .
Что может противопоставить таким народам страна , погруженная в роскошь и изнеженность ? Она не может их устрашить ни численностью , ни силой своих граждан . Привязанность к родине , скажут , может заменить и численность , и силу граждан . Но что вызовет в такой стране добродетельную любовь к родине ? Крестьянство , составляющее две трети населения каждого государства , здесь обездолено ; ремесленники не имеют собственности ; переселившийся из деревни на фабрику или в лавку , из этой лавки в другую ремесленник приобрел привычку к передвижению : он не может привязаться ни к какому месту ; имея возможность везде обеспечить себе существование , он является не гражданином своей страны , а как бы обитателем всего света .
Такой народ не может , следовательно , долго отличаться мужеством , потому что мужество народа является обыкновенно следствием его телесного здоровья , слепой веры в свои силы , скрывающей от человека половину угрожающей ему опасности , или следствием пламенной любви к родине , - любви , заставляющей пренебрегать опасностью ; но роскошь в конце концов иссушает оба этих источника мужества

Свернутый текст

Потому-то военный дух всегда считается несовместимым с коммерческим духом ; это не значит , что их нельзя до некоторой степени примирить , но в политике это один из самых трудных для разрешения вопросов . Те , кто до сего времени писал о торговле , рассматривали ее как какой-то изолированный вопрос ; они недостаточно сильно прониклись тем соображением , что каждый вопрос отражается на всех других , что в государственных делах нет совершенно изолированных проблем , что заслуга автора в этой области заключается в том , чтобы связать все части государственного управления , и , наконец , что государство есть машина , приводимая в движение различными пружинами , силу которых надо увеличивать или уменьшать в зависимости от их взаимодействия и от эффекта , который желают произвести

.Может быть , алчность и открыла бы третий источник , если бы мы жили в те жестокие века , когда народы обращались в рабство , а города отдавались на разграбление . Солдат , не возбуждаемый теперь этим мотивом , может быть мужествен лишь из чувства чести , но чувство чести гаснет в народе , в котором загорается любовь к богатству

Свернутый текст

Незачем говорить , что в этом отношении роскошь опаснее для народа , живущего на материке , чем для островитян , корабли которых являются их оплотом , а матросы - их солдатами

.Напрасно стали бы говорить , что богатые народы выигрывают по крайней мере в счастье и удовольствии то , что теряют в добродетели и мужестве ; спартанцы

Свернутый текст

Однажды перед Алкивиадом хвалили спартанцев за их мужество : "Что в этом удивительного ,- сказал он ,- они ведут такую несчастную жизнь , что ни к чему не должны так стремиться , как к смерти" . Это была шутка молодого человека , выросшего в роскоши ; Алкивиад ошибался , и Лакедемон не завидовал счастью Афин . Это и заставило одного древнего мужа сказать , что приятнее жить , подобно спартанцам , под сенью хороших законов , чем под сенью рощ , подобно сибаритам...

были не менее счастливы , чем персы . Первые римляне , мужество которых вознаграждалось даровой раздачей припасов , не позавидовали бы участи Красса

Свернутый текст

Красс , Марк Лициний ( ок.115- 53 до н.э.) - римский политический деятель и полководец , подавивший восстание Спартака , славился огромным богатством .

Каю Дуилию

Свернутый текст

Дуилий , Кай (lll в. до н.э.) - римский политический деятель и полководец , который разгромил в 260 г. до н.э. морской флот карфагенян , потерявших 50 кораблей .

, которого по распоряжению сената каждый вечер провожали домой при свете факелов и звуках флейт , этот грубый концерт был не менее приятен , чем нам самая блестящая соната . Но допустим , что богатые народы доставляют себе некоторые удобства , известные бедным народам , - кто воспользуется этими удобствами ? Небольшое число привилегированных и богатых людей , которые , считая себя представителями всего народа , полагают , что раз они довольны , то и крестьянин счастлив . Но если бы даже эти удобства были распределены между большим числом граждан , что стоит это преимущество по сравнению с тем , что дают бедным народам сила духа , мужество и ненависть к рабству ? Народы , среди которых распространяется роскошь , рано или поздно становятся жертвой деспотизма . Они подставляют свои слабые , обессиленные руки оковам , которые хочет наложить на них тирания . Как избежать этого ? В этих государствах одни живут в изнеженности , а изнеженность не задумывается и не предвидит ; другие прозябают в нищете , а неотложная нужда , требующая удовлетворения , мешает подняться до мысли о свободе . При деспотическом правлении богатство народа принадлежит его повелителям ; при республиканском - оно принадлежит людям могущественным и мужественным народам , живущим по соседству .
"Принесите нам ваши сокровища , - могли бы сказать римляне карфагенянам : - они нам принадлежат . И Рим , и Карфаген хотели приобрести богатства ; но они избрали различные пути для достижения этой цели . В то время как вы покровительствовали промышленности среди ваших граждан , заводили фабрики , покрывали море вашими кораблями , открывали неведомые берега и привлекали к себе золото Испании и Африки , мы , более благоразумные , приучали наших солдат к тяготам войны , воспитывали в них мужество ,- мы знали , что трудолюбивые работают на храбрых . Время торжества настало ; отдайте нам богатства , которых вы не в силах охранять" . Если римляне и не говорили этого , то их поведение доказывало , что они испытывали чувства , выраженные в этих словах . Как могла бедность Рима не распоряжаться богатством Карфагена и не сохранить в этом отношении превосходства , которого достигают почти всегда бедные народы над народами богатыми ! Разве умеренный Лакедемон не восторжествовал над богатыми торговыми Афинами ? Разве римляне не попирали своими ногами золотые скипетры Азии ? Разве Египет , Финикия , Тир и Сидон , Родос , Генуя , Венеция не были покорены или по крайней мере унижены народами , которых они называли варварскими ? И кто знает , не увидим ли мы в будущем , как богатая Голландия , менее счастливая в своей внутренней жизни , чем Швейцария , окажет слабое сопротивление своим врагам ! Вот с какой точки зрения смотрят на роскошь философы , считающие ее губительной для государства .
Вывод из только что сказанного тот , что люди , хотя и понимают хорошо то , что видят , хотя и делают весьма правильные выводы из своих положений , приходят всё же часто к результатам противоречивым потому , что в памяти их не собраны все объекты сравнения , из которых должна вытекать разыскиваемая ими истина .
Бесполезно , я думаю , говорить , что , изложив вопрос о роскоши с двух различных точек зрения , я не берусь решать , вредна ли действительно или полезна роскошь для государства ; для того чтобы решить в точности эту моральную проблему , необходимо было бы говорить о вещах , не имеющих отношения к предмету , который я обсуждаю ; я хотел лишь показать на примере , что в сложных вопросах , обсуждаемых беспристрастно , ошибки происходили лишь от недостатка знания , т.е. от того , что мы воображаем , будто та сторона , которую мы видим в предмете , есть все , что в нем можно видеть .