Виктор Гюго - великий писатель Франции , произведения которого являются национальной гордостью французского народа .
Гюго прожил долгую жизнь : он родился в 1802 и умер в 1885 году . Творчество писателя-демократа связано с важнейшими историческими событиями Франции ХIX века . Гюго был свидетелем революции 1830 года . Он участвовал в февральской революции 1848 года , провозгласившей во Франции республику , видел баррикадные бои 1848 года , когда французский рабочий класс впервые выступил со своими политическими требованиями . Писатель был современником героической борьбы Парижской Коммуны .
Гюго не всегда до конца правильно разбирался во всех политических событиях . В течение всей своей жизни он сохранил ошибочную веру в буржуазную демократию , в возможность изменения общества путем моральной проповеди . Но , несмотря на все эти ошибки и заблуждения , он всегда шел вместе с народом , страстно выступая против реакции , против социального и национального гнета .
Литературная деятельность Гюго начинается в 20-е годы XIX века . В обстановке революционного подъёма , в конце 20-х годов , он становится признанным вождём демократического направления французского романтизма . В ярких стихотворениях сборника "Восточные мотивы" (1829 г.) он воспевает героическую борьбу греческого народа против турецкого ига . Протестом против тирании и несправедливости проникнуты романтические драмы Гюго . Стоящий вне закона разбойник Эрнани бесстрашно выступает против деспотизма короля ("Эрнани"), лакей Рюи Блаз смело обличает продажность и преступность правителей Испании ("Рюи Блаз").
Романтизм Гюго являлся выражением прогрессивных стремлений молодого писателя . Он выступает смелым новатором в драматургии , поэзии и прозе . В романтических образах он воплощает свою мечту о счастливом , свободном и смелом человеке ; его излюбленные герои - это отважные , бесстрашные люди , вступающие в схватку с темными , реакционными силами общества .
Демократизм Гюго ярко проявился в его первом романе "Собор Парижской Богоматери"(1831 г.). Гюго с возмущением говорит в этом произведении о произволе королевской власти , о несправедливости буржуазного суда , о бесчеловечном фанатизме церкви . Бездушному архидьякону Клоду Фролло , пустому аристократу капитану Фэбу писатель противопоставляет настоящие человеческие чувства , которые он находит у простых людей ,- у звонаря Квазимодо , у уличной танцовщицы Эсмеральды . Роман из истории Франции XV века был созвучен Франции 1831 года . Франции эпохи революции , направленной против монархической и католической реакции .
Дальнейшее литературное творчество Гюго было тесно связано с его общественной деятельностью . Будучи членом Учредительного собрания после революции 1848 года , он посвящает свои речи борьбе против реакционного влияния церкви . В 1849 году Гюго председательствует на международном съезде друзей мира . Более ста лет назад писатель с трибуны этого съезда страстно призывал к миру :
"Идея мира во всем мире - достояние всех наций , они требуют мира , как высшего блага ... Я не только заявляю , что мира во всем мире можно добиться , я говорю , что он неизбежен".
В ночь на 2 декабря 1851 года президент республики Луи Бонапарт с кучкой политических преступников совершает государственный переворот . Он объявляет Францию Второй империей , а себя - императором Наполеоном lll . К власти пришли самые реакционные , авантюристические круги французской буржуазии , обманувшие народ своей низкой , бесстыдной ложью и демагогией . Правительство Наполеона lll преследует Гюго , его голову оценивают в 25 тысяч франков . Великий писатель был вынужден покинуть Францию . Почти все двадцать лет существования Второй империи Гюго находился в эмиграции .
В тяжёлые годы изгнания Гюго жил интересами своего народа , он не переставал бороться против реакционного правительства Наполеона lll . Русский революционный демократ Герцен , высоко оценивая деятельность Гюго этого периода , писал :"2 декабря 1851 г. Гюго стал во весь рост , он в виду штыков и заряженных ружей звал народ к восстанию".
В сборнике политических стихотворений "Возмездие" (1853 г.) возмущенный поэт бичует Наполеона lll , подлую буржуазию , торгующую своим народом и своей страной . С болью и гневом говорит он о страшной нищете , в которую ввергла трудящихся правящая клика . Гюго призывает народ к борьбе , к восстанию . Обличительный пафос политических и сатирических стихов Гюго не потерял своей силы и спустя столетие . В годы войны с немецкими фашистами орган французской компартии - газета "Юманите", вскрывая предательство буржуазии , преступления клики Петэна и Лаваля , не раз цитировала строки из "Возмездия".
Гюго выступает в защиту демократии как во Франции , так и в других странах . Он поднимает свой голос в защиту Джона Брауна , руководителя восстания , направленного на уничтожение рабства негров в Америке . Поэт приветствует национально-освободительную борьбу в Италии , на острове Куба . Он гневно клеймит грабительские колониальные войны .
"Ни одна нация не имеет права накладывать свою руку на другую нацию",- пишет он . Воззвания Гюго в защиту угнетенных народов печатает Герцен на страницах "Полярной звёзды" и "Колокола".
В 60-е годы писатель создаёт три крупных социальных романа . В 1862 году был опубликован роман "Отверженные". С большим чувством и искренней любовью рассказывает Гюго в этом произведении о жизни простых людей , обречённых буржуазией на нищету и голод . И Жан Вальжан , беглый каторжник , и Фантина - это жертвы социальной несправедливости .
В отдельных эпизодах романа сказалось ошибочное убеждение Гюго , что изменить общество к лучшему можно будто бы путем проповеди добра и любви  .Однако лучшие страницы "Отверженных" звучат , как гимн революции . Гюго рассказывает о героях республиканского восстания 1832 года в Париже , о бесстрашных защитниках баррикад . Одно из лучших созданий Гюго - образ мальчика Гавроша , смелого сына французского народа , павшего в боях за республику .
Гюго постоянно привлекала жизнь трудового народа . Герои его романа "Труженики моря"- рыбаки ламаншских островов . Писатель восхищается их силой и отвагой , их бесстрашием в борьбе со стихией . В романе "Человек , который смеётся"(1869 г.) Гюго выступает на защиту прав народа . Речь героя романа Гуинплена в палате лордов - это страстное обвинение , брошенное в лицо господствующим классам , совершающим бесчисленные преступления против народа .
Гюго возвращается на родину на второй день после падения Наполеона lll , пятого сентября 1870 года . Тяжёлое время переживала тогда Франция . Клика Наполеона lll привела страну к катострофе , втянув ее в войну с Пруссией . Старый поэт становится активным защитником осажденной столицы . Он пишет пламенные патриотические воззвания , призывая народ на борьбу с захватчиками . "Будем вести войну день и ночь , войну в горах , войну в долинах , войну в лесах... Вольные стрелки ! Пробирайтесь сквозь чащу , переходите через потоки , прикрывайтесь тенью и сумерками , скользите по оврагам , ползите , карабкайтесь , цельтесь , стреляйте , истребляйте захватчиков ! Защищайте Францию , как герои ! Будьте беспощадны , патриоты !"
В дни Парижской Коммуны Гюго был в Бельгии . Отношение писателя к Коммуне было двойственное . Он не понял ее исторического значения . Но после падения Коммуны , когда начался разгул кровавого террора версальцев , он решительно выступает в защиту коммунаров , предоставляет им убежище в своем доме в Брюсселе , в течение ряда лет ведёт последовательную борьбу  за их амнистию .
Ответом писателя на злобный вой реакции явился его известный роман "Девяносто третий год". Роман этот был написан в 1874 году . В нем Гюго обращается к теме французской буржуазной революции XVIII века , к событиям 1793 года , воскрешает картины напряжённой и самоотверженной борьбы французской революции с объединенными силами внутренней и внешней реакции . Гюго описывает борьбу с контрреволюционным мятежом , вспыхнувшим в провинции Вандее . Контрреволюция опирается на забитые , отсталые крестьянские массы , не понимающие смысла происходящих событий . Мятежникам помогают силы иностранной интервенции . Главарь мятежников маркиз де Лантенак при поддержке Англии стремится захватить побережье , чтобы передать его англичанам и открыть им дорогу во Францию . С гневом говорит Гюго о контрреволюционной Вандее , об иностранном оружии , с помощью которого ведётся борьба против республики . Революционный народ спасает Францию , революцию , республику . С большой любовью показаны автором солдаты батальона Красной Шапки , защитники родины ,"послушные дисциплине и неукротимые в бою , умеющие повиноваться как люди сознательные , которые сумеют и командовать в случае нужды ,- волонтеры , но волонтеры отечества , хотя и оборванные и без сапог". Революция и Франция для них неразделимые понятия . Контрреволюция - это преступление перед народом , перед родиной - таков вывод Гюго .
Писатель прославляет революцию XVIII века как источник прогресса общества . Революционный Конвент является для Гюго воплощением силы , даигающей человечество вперёд .
Лантенаку , возглавляющему контрреволюцию , в романе противопоставлены республиканцы Симурдэн и Говэн . И Симурдэн и Говэн искренно преданы республике , но они во многом противоположны друг другу . Симурдэн - сторонник беспощадных революционных мер в борьбе с врагом . Говэн - мечтает о республике милосердия .
В столкновении Симурдэна и Говэна раскрывается непоследовательность взгляда Гюго на революцию . Растроганный тем , что Лантенак , рискуя собственной жизнью , спасает троих детей , Говэн выпускает на свободу злейшего врага - Лантенака , а это в условиях напряжённой борьбы объективно было изменой революции . Симурдэн справедливо карает Говэна за этот поступок , присуждая его к смертной казни . Но в момент казни Говэна Симурдэн , охваченный чувством жалости и раскаяния , кончает жизнь самоубийством . Здесь нашла свое выражение ошибочная идея Гюго , идея необходимости всеобщего милосердия и всепрощения врагам .
И все же роман в целом проникнут неподдельным революционным пафосом . Автор сумел показать низость и преступность реакции , ярко обрисовать величие и героизм революции .

***

Последовательная и настойчивая борьба Гюго за демократию , за мир , против угнетения и насилия снискала ему горячую любовь и благодарность народа . Реакция как раньше , при жизни писателя , так и теперь ненавидит Гюго , обличавшего язвы капиталистического мира . Буржуазные правители Франции не только не восстановили памятник Гюго , разрушенный в 1941 году гитлеровцами , но завершили надругательство над памятью великого национального поэта : с разрешения властей на пьедестале памятника Гюго в 1951 году поставлена рекламная модель автомобиля системы Форд .
Но настоящая Франция , Франция прогрессивная бережно хранит память о великом поэте . Имя Гюго любимо не только во Франции , но и далеко за ее пределами .
Прогрессивное человечество , по призыву Всемирного Совета Мира , торжественно отметило в 1952 году стопятидесятилетие со дня рождения Виктора Гюго . Любовь простых людей всего мира к Гюго является лучшим доказательством значения творчества и общественной деятельности великого сына французского народа , поэта-трибуна , писателя-гражданина .

И.ЛИЛЕЕВА

(Виктор Гюго . Девяносто третий год)
Девяносто третий год

Отредактировано Павел Карпец (2024-09-08 08:07:51)